1.1.2.3. Характеристика жанра интерьера
Одним из значений слова интерьер (от франц. interieur – внутренний) является «жанр живописи, предполагающий изображение внутреннего вида какого-либо здания». «Под интерьером понимается внутреннее пространство помещений со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.» [Словарь специальных терминов изобразительного искусства].
Согласно данным Современной иллюстрированной энциклопедии «Искусство», как жанр изобразительного искусства интерьер сложился в Голландии в XVII в., когда художников стали особенно интересовать окружающая действительность и личность человека, красота и удобство предметов обихода, его повседневный быт и жилище. Однако элементы интерьера можно увидеть еще в искусстве Древнего Египта и в античном искусстве, на древнерусских иконах, в восточных миниатюрах.
Мастера Возрождения по-разному изображали интерьер в своих произведениях. Одни, как, например, Тициан (1485–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1512–1594) в Италии, тяготели к грандиозности больших, парадных помещений. Другие, как, например, Ян ван Эйк в Нидерландах, а за ним и другие художники, с особой любовью изображали «комнатный мир», «тихую жизнь вещей», что придавало интерьерам этих мастеров ощущение особого уюта.
Обычно этому жанру отводят вспомогательную роль («низкий» жанр), так как чаще он рисуется не сам по себе отдельно, а как элемент сюжетных (исторических, бытовых, мифологических) картин, портретов. Интерес к внутреннему миру человека заставляет художников больше интересоваться интерьером, чем пейзажем: ведь в замкнутом помещении легче рассмотреть каждое лицо. Недаром великий X. ван Р. Рембрандт (1606–1669) писал героев своих полотен в интерьере, воссоздавая освещение, которое активно помогало выявить внешность, характер и переживания людей.
В XVIII в. в этих традициях работал французский живописец Ж.-Б. Шарден (1699–1779). Впервые в искусстве он писал жизнь простых людей. В уютных интерьерах художник изображал скромных матерей, исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок и сосредоточенно-тихих детей.
Традиции интерьера затем были развиты в работах классицистов XIX в. (французские художники Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр) с чётким соответствием исторической правде, художников других направлений.
В русской живописи интерьер приобретает самостоятельное значение во второй половине XVIII в., с развитием академического художественного образования в стране. «Портреты помещений» того периода передают черты своей эпохи. В первой половине следующего века работы в этом жанре ценны историческим документализмом, для них характерно внимание к подробностям.
Особого расцвета жанр интерьера достиг у мастеров венециановской школы, произведениям которых свойствен лирический взгляд на частную жизнь человека в светлых и чистых пространствах, внутри которых царит тишина и течёт неспешная, полная тихого очарования жизнь (К. А. Зеленцов. «Гостиная на антресолях», кон. 1820 – нач. 1830-х гг.; А. В. Тыранов. «Мастерская художников Чернецовых», 1828; Г. В. Сорока. «Кабинет в Островках»,
Со второй половины XIX в. интерьер всё больше становится не «портретом помещения», а иносказательным портретом личности, судьбы, эпохи. Внутреннее пространство несёт психологическую нагрузку, заставляя зрителя домысливать содержание картины.
Таким образом, рассмотрев два жанра, можно сделать выводы.
1. Искусствоведы не спорят о выделении натюрморта и интерьера в особые жанры живописи, так как каждый из них имеет свой предмет изображения и свои отличительные черты.
2. Как художественные жанры они оформились относительно недавно – в XVII веке, в Голландии. В России они известны с XVIII века, со времени начала академического художественного образования.
3. Натюрморт часто содержит и элементы интерьера, а в интерьер вписываются и другие жанры – портрет, сюжетную живописи.
4. Жанры допускают разные уровни восприятия картин, от простейшего (что изображено? где изображённое располагается?) до сложного восприятия (как изображено? что выражают детали картины?). Это позволяет использовать их в преподавании РКИ студентам разного уровня подготовки – от начального до продвинутого.
ЛИТЕРАТУРА
Интерьер //Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П. М.: Росмэн, 2007/ // http://www.twirpx.com/file/336298/
Комментариев нет:
Отправить комментарий